Дайджест новостей
[26—31 марта]
Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности – 2019
В Москве обсудили настоящее и будущее отрасли
В столице России завершилась ежегодная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности - 2019», в ходе которой эксперты, чиновники и представители крупнейших логистических компаний обсудили самые актуальные проблемы отрасли.

«Рынок грузового автомобильного транспорта переживает серьезные изменения, которые будут иметь для него далеко идущие последствия. Эта тенденция касается как бизнеса грузовых автоперевозок, так и нормативной базы, которая в последние годы развивается очень активными темпами. Надеюсь, что все изменения, которые будут вноситься в нормативные акты, приведут к упорядочиванию деятельности в этом секторе экономики», - заявил председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак, выступая на открытии мероприятия.

«Весовой контроль должен обеспечивать безопасность, а не собирать деньги»

Сессия, посвященная созданию государственной системы АСВГК стала одним из центральных событий конференции. Это неудивительно: для российских перевозчиков весовой контроль – «больная тема»; работа автоматических рамок зачастую вызывает нарекания, а стоимость технической ошибки высока – штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут достигать 500 тыс. рублей. Участники конференции сошлись во мнении: система АСВГК в нынешнем виде вызывает серьезные нарекания.

Руководитель Союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина, выступая в рамках сессии, сформулировала основные пожелания предпринимателей к системам автоматического весового контроля:

«Считаем, что главная цель АСВГК – это обеспечение равных условий для всех грузоперевозчиков и повышение безопасности дорожного движения. Система не должна носить фискальную функцию, как это позиционируется в отдельных регионах, где АСВГК нацелена на повышение собираемости штрафов. Работа системы должна быть понятной и прозрачной, необходимо пересмотреть градацию штрафных санкций, которые должны быть соразмерны нарушению. Одним из наиболее важных предложений СЭЛ является установление тестового периода и отработка в процессе него процедуры оспаривания вынесенных постановлений. Процедура оспаривания, основанная на предварительном взвешивании, должна учитывать систему электронного пломбирования и наличие сети авторизованных весов (государственные и коммерческие), для чего данным с коммерческих весов необходимо придать юридическую значимость», - заявила она.

Участники сессии отметили, что для внедрения АСВГК может пригодиться опыт, накопленный во время внедрения системы «Платон» и подчеркнули, что информация о нарушениях весогабаритных норм должна быть прозрачной и предоставляться по запросу перевозчиков.

Стоит отметить, что в сессии приняли участие представители Минтранса. Исполняющий обязанности директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Григорий Волков рассказал о том, как продвигается работа над системой весового контроля и в какие сроки она будет развернута.

«Весенние ограничения - фикция чистой воды»

Еще одна проблема, которая волнует перевозчиков – весенние ограничения. Их целесообразность обусловлена плохим состоянием дорог, которые становятся особенно восприимчивы к нагрузкам во время сезонной распутицы. Но при этом существует целый ряд грузов, перевозка которых не попадает под запрет.

– Чего греха таить, некоторые дороги находятся в таком состоянии, что их надо весной поберечь <…> существует обширный перечень грузов, перевозка которых не попадает под действие весенних ограничений это продукты питания, ГСМ, фураж, почта. А что, машины, которые перевозят эти грузы, не разбивают дороги? Разбивают. Зачем тогда ограничение? Это фикция чистой воды! – заявил президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков Вячеслав Трунаев.

В период весенней распутицы рейсы приходится тщательно планировать – иначе можно нарваться на крупный штраф, заехав в «закрытый» регион.

– Можно ли создать единую систему информирования о весенних ограничениях, вводимых в разных субъектах федерации? Можно и нужно. Сейчас такую информацию по крупицам собирают СМИ, - подчеркнул Трунаев, отметив, что эту функцию мог бы взять на себя Росавтодор.

За рейсами в Поднебесную проследят из космоса

Генеральный директор «РосАвтоТранса» Алексей Двойных рассказал о проекте спутникового мониторинга международных автоперевозок между Россией и Китаем.

– Пилотный проект ГЛОНАСС-Beidou позволит нам отслеживать автомобили. Подписано соответствующее постановление правительства. Перевозчики уже получили бортовые устройства и в скором времени начнут их тестировать.

Потребность в перевозках на маршруте Россия-Китай-Россия достаточно велика. О начале массовых коммерческих перевозок, однако, говорить пока рано: перед этим необходимо убедиться в готовности инфраструктуры.

- На сегодняшний день наша задача провести «пилот», и по результатам «пилота» отследить все положительные и отрицательные моменты. По результату будет приниматься решение, что нам делать дальше. Надеюсь, что все будет хорошо. У нас отличные перевозчики – грамотные, знающие, проявляющие большой интерес к открытию новых маршрутов. Наша задача – способствовать тому, чтобы эти перевозчики достигали своих целей, - пояснил Двойных.

Короткой строкой

Законопроект о реестрах грузоперевозчиков участники обсуждения оценили двояко. С одной стороны, он может способствовать «обелению» рынка. В то же время нынешняя версия законопроекта очень сыра, а многие вопросы в ней не проработаны. Если она будет принята в текущем виде, то создаст дополнительную и весьма значительную нагрузку на бизнес. Чтобы этого не произошло, профессиональное сообщество должно подключиться к работе над законопроектом.

Экономия на топливе стала темой другого блока конференции, на котором обсуждались особенности разных видов горючего (дизельного, газомоторного, СПГ) в автомобильных грузоперевозках. Генеральный директор «Глобал Логистик Транспорт» Фаиль Шигабутдинов рассказал об итогах эксперимента по переходу на газомоторное топливо. Он отметил, что эксперимент можно назвать экономически перспективным, однако есть несколько факторов, который может помешать перевозчикам перейти на ГМТ. Главные проблемы – недостаточное количество газонаполнительных компрессорных станций и станций техобслуживания, оснащенных необходимым для ремонта грузовиков с ГМТ оборудованием.

Исследовательское агентство M.A.Research подготовило аналитический доклад, посвященный российскому рынку транспортно-логистических услуг. Прогнозы на 2019 и 2020 годы – весьма сдержанные; рост грузоперевозок ожидается в пределах 0,1-1%, а грузооборот вырастет на 2,1-2,6%. Основными драйверами роста, по мнению экспертов, станут внутренние перевозки, развитие электронной коммерции и комплексных логистических услуг.

Оригинал

Рынок интернет-торговли в России в этом году вырастет до 1,5 трлн рублей
Рост будет обеспечен крупными игроками и притоком новых покупателей
Российская интернет-торговля замедлила темпы роста в 2019 г., говорится в исследовании Data Insight. Продажи в российских онлайн-магазинах вырастут на 19% до 1,15 трлн руб., а в зарубежных – на 29% до 348 млрд руб. Расчеты не учитывают услуги, заказы готовой еды, билетов, отелей и игр.

В этом году рынок сильно поменялся, говорит партнер Data Insight Федор Вирин. Если в 2017 г. онлайн-продажи активно осваивали крупные традиционные ритейлеры, то особенность этого года – крупные инвестиции лидеров российской интернет-торговли – Wildberries и Ozon, а также большие сделки. В начале года Сбербанк стал акционером «Яндекс.Маркета». А осенью о создании СП на базе российского бизнеса Aliexpress и Tmall договорились китайская Alibaba, Российский фонд прямых инвестиций, «Мегафон» и Mail.ru Group.

По оценке Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2018 г. почти две трети роста рынка онлайн-коммерции обеспечивают именно Wildberries и Ozon. Ранее Ozon сообщал, что его выручка увеличится на 70–80% и превысит 70 млрд руб. Выручка Wildberries, по ее оценкам, увеличится на 74% до 120 млрд руб. На рынке началось перераспределение в пользу крупнейших игроков с большой долей продаж через маркетплейсы, отмечает Вирин. Правда, интернет по-прежнему занимает всего 5% оборота розничной торговли, указывает представитель Ozon Мария Заикина. Она считает, что рынок утроится в ближайшие несколько лет – места хватит многим. Прогноз Data Insight более консервативный – рост продаж в российских онлайн-магазинах к 2023 г. более чем вдвое до 2,4 трлн руб.

Одна из ключевых причин роста – улучшение качества обслуживания, указывает Вирин: это ассортимент, условия и точность доставки и соответствие ожиданиям клиента. При возникновении сомнений потребители до сих пор выбирали офлайн-магазин.

В 2018 г. рост, по данным Data Insight, обеспечило и увеличение числа заказов – на 18% до 290 млн шт. Но средняя сумма покупки падает второй год подряд: за два года она сократилась на 2% до 3970 руб. Снижение среднего чека может быть связано с ростом проникновения электронной торговли среди населения и большей долей еды и товаров повседневного спроса в продажах, рассуждает директор по стратегическому развитию Lamoda Group Павел Орлов. У самой Lamoda чек «незначительно» снизился, но это компенсировано ростом частоты заказов и количества активных пользователей. У Ozon в 2018 г. средняя стоимость заказа остается на уровне прошлого года – около 2700 руб., говорит Заикина.

Увеличивается как число новых покупателей, так и количество заказов на человека, соглашается представитель группы компаний «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева. Новых пользователей интернет-магазинов привлекают удобства использования и снижение цен онлайн, считает Орлов: «В предыдущие 20 лет по этим причинам люди приходили в сетевые магазины, а сейчас – в интернет». В интернете же конкуренция всегда была очень жесткой за счет возможности быстро сравнить цены на разных ресурсах, отмечает он.

Представители «Яндекс.Маркета» и Mail Group не ответили на запросы «Ведомостей».

Оригинал
Дальнобойщики возобновили протесты против «Платона»
По России прокатилась волна протестных акций, в которых приняли участие сотни дальнобойщиков. 27 марта в 35 регионах России прошли организованные Объединением перевозчиков России (ОПР) стачки, посвященные второй годовщине бессрочной забастовки против системы «Платон», объявленной в марте 2017 года
«Мы не сдадимся ворам и олигархам» - под этим лозунгом прошла акция протеста в Пензенской области. Местом её проведения стало село Нижняя Елюзань, расположенное в 70 километрах от областного центра на трассе М-5 «Урал». На грузовой парковке собралось около 150 человек; большинство из них прибыло на легковых автомобилях – местные СМИ сообщили всего о 12 большегрузах, украшенных протестными баннерами.

— Расходы «съедают» всю нашу прибыль. Нас обложили тройными и четверными налогами, а «Платон» грабит всех, не только водителей! Если власти будут задирать цены и дальше, хлеб будет по сто рублей. Мы этого не хотим, — рассказал журналистам один из протестующих.

— Работы нет, везде зажимают. Мы как в рабстве находимся в нашей стране. Ни в какие рамки уже не идет, — добавил другой дальнобойщик.

Акция не была согласована с местными властями, но протестующие вели себя спокойно, а потому полицейские, прибывшие на место стачки на патрульном УАЗике, даже не стали беседовать с её участниками. Организатор акции координатор ОПР в Пензенской области Евгений Узун отметил, что если власти не прислушаются к требованиям протестующих, те бросят фуры во дворах и перестанут работать.

Митинг в Доме культуры

В Кабардино-Балкарии перевозчики хотели провести два митинга, но местные власти согласовали только одно мероприятие, которое состоялось в Доме культуры города Майский. Местный координатор ОПР Елена Баранова открыла встречу и рассказала собравшимся про законопроект о реестрах грузоперевозчиков, который готовит Минтранс. Она подчеркнула, что этот законопроект значительно усложнит жизнь водителей-частников, ИП и небольших компаний, приведёт к сокращению числа перевозчиков и росту стоимости перевозимых товаров.

Поднимались и другие темы. Водитель большегруза Михаил Ведров рассказал собравшимся об огромных штрафах, которые получают незарегистрированные в системе «Платон» водители. Его коллега Игорь Сосиев раскритиковал приказ Минтранса об обязательной установке тахографов и отметил, что в российских условиях навязываемый ведомством режим труда и отдыха соблюдать зачастую практически невозможно.

– В сорокаградусный мороз машину не остановишь, чтобы поспать. А если остановишь, то потом не заведешь, — объяснил он.

Без задержаний не обошлось

В Екатеринбурге стачка оказалась одной из самых малочисленных, однако местные правоохранители явно решили, что лучше перебдеть, чем недобдеть. За четырьмя дальнобойщиками, приехавшими на открытую площадку, расположенную на 47-м километре ЕКАД, наблюдало 20 полицейских.

– Их было порядка 20, а то и больше, – цитирует одного из собравшихся портал Е1. – Я насчитал больше десятка машин. Они увидели у нас одинаковые наклейки, флаг объединения нашего, официально зарегистрированного, и оценили это как массовый пикет. Изъяли флаг и сняли с меня футболку с логотипом ОПР.

Не обошлось без задержаний и в столице, где перевозчики решили устроить автопробег по МКАД. Около десяти большегрузов были остановлены сотрудниками правоохранительных органов между Рижским и Рублевским шоссе. Водителей отвезли в ОВД Строгино.

– Благодарим полицейских за предоставленные услуги, – посмеялись дальнобойщики. – Ради нас на время перекрыли МКАД, устроили настоящее шоу. Все нас фотографировали. Лучшей рекламы и придумать нельзя!

«За «Платон» не платил и платить не собираюсь»

Председатель ОПР Сергей Владимиров принял участие в протестной акции в Санкт-Петербурге.

– На мою работу «Платон» вообще никак не повлиял, поскольку я в нем не регистрировался и ничего не плачу, – рассказал он журналистам. – А вообще внедрение системы повлияло на грузоперевозки довольно сильно. Частников с рынка ушло очень много. Кто-то ушел в наём, кто-то до сих пор сидит без работы. Если в 2015 году нас (частников) было 75% от общего рынка, то сейчас осталось не больше 50%.

В Северной столице дальнобойщики организовали протестную стоянку неподалёку от Морского порта; на ней собралось около 35 грузовиков и более сотни легковушек. Стачка прошла без происшествий.

Во вчерашних стачках поучаствовало гораздо меньше перевозчиков, чем два года назад. Несмотря на это, в ОПР намерены продолжать протестные акции.

– Это тренировочные сборы. Люди должны узнать друг друга, притереться друг к другу, научиться общаться с полицией, узнать свои права и почувствовать себя людьми, — подытожил Сергей Владимиров.

Оригинал
Алмазный тяжеловоз: суперсамосвал из России
Последнее творение машиностроительного завода «ТОНАР» вызвало нешуточный переполох в автомобильной среде. На постсоветском пространстве появилось транспортное средство, какого еще не было
Трехзвенный автопоезд, созданный усилиями под-московных автостроителей, впечатляет своими характеристиками. Длина новинки составляет свыше 26 м, ширина — более 3 м, высота — около 5 м, грузоподъемность — 130 тонн, объем кузова — порядка 70 кубов!

Отправная точка

Кому же потребовался такой гигантский транспортер? В России оказался лишь один заказчик на подобную технику — крупнейшая алмазодобывающая компания в мире «АЛРОСА». Именно ее представители обратились к руководству «ТОНАРа» с предложением создать автопоезд для перевозки алмазосодержащей руды. Машина нужна для Удачнинского горнообогатительного комбината (ГОК) — одного из структурных подразделений «АЛРОСА» в Западной Якутии. Комбинат ведет добычу алмазов на кимберлитовых трубках «Удачная» и «Зарница», а также других россыпных месторождениях. Руда добывается буровзрывным способом, грузится экскаваторами и погрузчиками, а потом доставляется карьерными самосвалами на фабрику №12. Наряду с открытой добычей на трубке «Удачная» строится крупнейший подземный рудник «АЛРОСА», первая очередь которого введена в эксплуатацию в 2014 году. Ввод второй очереди планируется в нынешнем году. Открытая же добыча завершится в 2016 году.

Читать далее
Кемеровской области официально присвоено название Кузбасс
За Кемеровской областью официально закреплено название Кузбасс. Соответствующий указ подписал Президент России Владимир Путин. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации
«Включить новое наименование субъекта Российской Федерации — Кемеровская область – Кузбасс — в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации вместо наименования Кемеровская область», — говорится в указе. Администрации Президента поручено при переиздании текста Конституции учесть новое наименование региона.

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев предложил обсудить идею законодательно закрепить за регионом название Кузбасс в октябре 2018-го года. Он призвал местных жителей выражать свое мнение по этому поводу в Интернете. По словам губернатора, свыше 80% опрошенных выступили в поддержку того, чтобы термин Кузбасс имел такое же юридическое значение, как и Кемеровская область.

Совет народных депутатов Кемеровской области 21-го декабря единогласно утвердил Кузбасс вторым официальным названием региона. После этого Сергей Цивилев направил соответствующее обращение на имя Президента России.

Оригинал
Подписывайтесь!
Новости из мира грузоперевозок, обновления биржи, важная информация о перевозчиках и отправителях в блоге Cargomart.