Дайджест новостей
[12–18 марта]

Медведев согласовал строительство высокоскоростной магистрали до Нижнего Новгорода
Теперь судьбу проекта должен решить Владимир Путин
Правительство одобрило начало строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России. Сначала проект дороги от Москвы до Нижнего Новгорода поддержал курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов. Теперь его доклад согласовал премьер Дмитрий Медведев, сообщили «Ведомостям» участник правительственных совещаний, два человека, близких к РЖД, и федеральный чиновник. Доклад подписан и направлен президенту, подтвердил представитель правительства. Теперь судьба проекта зависит от решения Владимира Путина.

Участок до Нижнего Новгорода будет стоить 621,5 млрд руб., из которых по 200 млрд должны предоставить бюджет РЖД, остальное — частные инвесторы. Но если власти решат продолжить дорогу до Казани, смета вырастет почти втрое – до 1,7 трлн руб.

Медведев уже обещал строителям ВСМ налоговые льготы и одобрил включение проекта в магистральный план развития инфраструктуры. Но единодушия в правительстве не было: на рассмотрение премьера доклад Акимова поступил без визы первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, сказал участник правительственных совещаний и подтвердил чиновник. Силуанов говорил, что скептически относится к проекту: «Вопрос: а будет ли здесь экономика?» В дороге до Владимира, до Нижнего Новгорода, даже до Казани он ее не видел (цитата по «РИА Новости»).

Минфин считал, что пассажиропоток до Нижнего Новгорода посчитан некорректно. Сейчас по всем видам транспорта он не превышает 2,1 млн человек в год, а РЖД рассчитывает, что он вырастет до 5,5 млн, комментировал представитель Минфина. В подготовленной РЖД модели проекта, говорил представитель РЖД, поток пассажиров даже выше – 7,7 млн. Пока позиция Минфина не менялась, сказал его представитель, вопрос еще обсуждается.

«Все данные говорят о том, что операционная безубыточность проекта и его долгосрочная окупаемость – это достижимые цели. Надо приступать к реализации», – возражал Акимов. Проект всесторонне проработан, в том числе с привлечением ведущих российских подрядных организаций, имеющих значительный опыт в строительстве железнодорожной инфраструктуры, а также необходимые мощности, говорит его представитель.

Пока президент не принял решения, сказал его пресс-секретарь Дмитрий Песков. РЖД надеется, что это произойдет до конца марта, говорил во вторник президент госкомпании Олег Белозеров. Совещание у президента назначено на 20-е числа марта и если не будет перенесено, то решение будет принято быстро, считает человек, близкий к РЖД.

Но решение Путина будет во многом зависеть от того, найдутся ли в России желающие строить дорогу: его позиция – потраченные деньги должны в основном остаться в России, рассказывают три участника правительственных совещаний. Строителей будет подбирать РЖД, указывает представитель Минтранса. На совещаниях «строительный комплекс выразил всестороннюю готовность к реализации проектов ВСМ», утверждает представитель РЖД, не уточняя, есть ли строители, заинтересованные в магистрали до Нижнего Новгорода.

Проектированием дороги занимался российско-китайский консорциум, в который входили «Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group. В использовании китайских технологий строители увидели чрезмерные риски, когда в прошлом году изучали проектную документацию, знает участник правительственных совещаний: несколько компаний отказались от роли генподрядчика. «Если вдруг вмешается внешнеполитический фактор и отношения с Китаем ухудшатся, магистраль будет невозможно достроить», – объяснял сотрудник одной из строительных компаний. Но пока технологический партнер не выбран – рассматривались варианты как китайских, так и немецких компаний, напомнил участник совещаний. Во многих железнодорожных стройках генподрядчиком выступают структуры РЖД, обычно «РЖДстрой», но мощностей для строительства еще и ВСМ не хватит, считает строитель и подтверждает федеральный чиновник.

Единственный выход – разделить маршрут на много небольших участков, предлагает сотрудник строительной компании. Проект ВСМ потребует привлечения большого количества партнеров, признавал Акимов. Представители «ОСК 1520», «Трансстроймеханизации», «Стройгазмонтажа», «Спецтрансстроя», ГК «СК Мост» не ответили на запросы «Ведомостей» в среду вечером.

Оригинал
ФАС выступила против весенних ограничений на перевозки
В антимонопольной службе уверены: необоснованный запрет на перевозки недопустим
Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП) сообщила ФАС о том, что в 19 регионах России приняты нормативные акты, ограничивающие автомобильные грузоперевозки по региональным автодорогам. С весенними ограничениями антимонопольная служба сталкивается не в первый раз: ей уже приходилось выносить предупреждения как муниципальным органам, так и Минтрансу.

Предупреждение о недопустимости ограничений на перевозку смазочных материалов и специальных жидкостей по федеральным трассам в период весенней распутицы было вынесено транспортному ведомству в начале января 2018 года.

Минтранс отнесся к предупреждению серьезно и отменил ограничения не только для вышеуказанной группы товаров, но и для всего грузового автотранспорта в целом. С тех пор федеральные трассы на просушку не закрываются.

В регионах ограничения вводят разные органы власти, контролируют которые региональные управления ФАС. В прошлом году в некоторых субъектах федерации антимонопольщики вынесли предупреждения о недопустимости ограничений для отдельных групп товаров или перевозчиков. Предписания службы выполнялись, но до полной отмены ограничений дело не дошло.

Похоже, что на этот раз ФАС настроена серьёзнее. На официальном сайте службы появилось сообщение, в котором указано, что обращение АСМАП принято к сведению, а в территориальные управления направлены поручения об усилении контроля за органами власти, которые уполномочены принимать решения о введении сезонных ограничений. В тексте также приводится цитата замруководителя ФАС Анатолия Николаевича Голомолзина:

«В рамках реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной политики по развитию конкуренции» необходимо обеспечить свободное перемещение товаров, проводить работу, направленную на снятие ограничений на перевозку грузов по автомобильным дорогам с учетом примера проведенной работы Минтрансом России в части снятия ограничений на перевозку грузов в весенний период»

Остаётся открытым вопрос: выступает ли служба против весенних ограничений в целом или только против тех, которые действуют в отношении определенных перевозчиков и товарных групп? Мы отправили запрос в ФАС и обязательно расскажем об ответе антимонопольный службы.

Кому мешают ограничения и зачем они нужны?

В АСМАП нам рассказали, что весенние ограничения создают значительные трудности для международных автоперевозчиков.

- Пересечь границу во многих случаях можно по федеральной трассе, это не проблема. Но почти все склады и многие производства находятся на региональных дорогах. Чтобы вывезти российскую экспортную продукцию за рубеж, приходится платить деньги и получать специальные разрешения – только для того, чтобы проехать от склада до федеральной трассы, - объяснил наш собеседник в ассоциации.

Для внутрироссийских перевозчиков ограничения также обременительны. Ассоциация включила в список регионов, переданных ФАС, и те субъекты федерации, в которых ограничения были введены для всех без исключения перевозчиков.

- В регионах не хватает средств на ремонт и строительство дорог. Считается, что в весенний период основание дорожного полотна развивается, и полотну наносится наибольшой вред. На этот счет существуют разные мнения, но регионы пользуются этим чтобы ограничить движение, сохранить дороги и получить дополнительные средства для их содержания, - пояснили в АСМАП.

Пока никакой реакции на предупреждение ФАС от региональных властей не последовало. Сегодня, 15 марта вступили в силу весенние ограничения в Курской области. На следующей неделе к ней присоединятся другие регионы России.

Оригинал
На эксперимент с беспилотными авто нужно еще 240 млн рублей
Анонсированный правительством эксперимент по допуску беспилотных автомобилей на дороги общего пользования столкнулся с нехваткой финансирования
40 млн руб. нужно для испытания автомобилей в НАМИ, еще 200 млн руб. требуется для проезда беспилотных грузовиков по трассе М11. Если Минпромторг и НТИ «Автонет» уже попросили у вице-премьера Максима Акимова выделить средства для испытания в НАМИ, то во втором случае источники финансирования пока не определены.

О ситуации с допуском беспилотных транспортных средств (водитель будет находиться в салоне для подстраховки) на дороги общего пользования рассказали Александр Морозов, заместитель главы Минпромторга, и Александр Гурко, соруководитель национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» (создана для разработки документов и технологий для автономных транспортных средств).

Напомним, в постановлении правительства РФ №1415 (принято в 2018 году) заложены юридические основания для проведения в Москве и Татарстане эксперимента, в рамках которого беспилотные машины смогут передвигаться в общем потоке машин. В эксперименте, который продлится до 1 марта 2022 года, участвуют шесть компаний: «Яндекс» (100 беспилотных машин на базе Toyota Prius), Университет Иннополис (три авто на базе Kia Soul, Hyundai Santa Fe, КамАЗа), «Аврора Роботикс» (автобус собственной разработки), КамАЗ (три грузовика), Московский автодорожный институт (одна машина на базе Ford Focus), АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем» (два авто на базе Kia Soul). Каждый экземпляр должен быть проверен в НАМИ на предмет корректности работы штатных систем машины (ABS, рулевое управление, АКПП и т. д.) после установки систем автоматического управления. В случае аварии с беспилотником будет проводиться расследование: если сбой произошел в заводских системах машины, ответственность, согласно законодательству (вплоть до уголовной — в случае гибели людей), понесет НАМИ, если в нештатном оборудовании — владелец беспилотной машины.

Проверка каждого автомобиля в НАМИ стоит 214 тыс. руб., пояснил вчера Александр Морозов, с учетом того, что проверить требуется более 100 машин, нужно около 40 млн руб. Причем расходы могут вырасти, так как до 2022 года для участия в эксперименте могут заявиться другие компании. Господа Морозов и Гурко в статусе соруководителей рабочей группы НТИ «Автонет» направили письмо в адрес вице-премьера Максима Акимова (курирует тему НТИ и цифровой экономики) с просьбой предоставить финансовую поддержку.

В аппарате господина Акимова обращения пока не получали. Александр Морозов уверен, что гранты из фонда НТИ будут выделены и уже в мае первые беспилотные машины выйдут на дороги (Москва и Казань должны определить зоны для тестирования). Компании могут начать испытания в НАМИ за свой счет, считает Александр Гурко, с расчетом на финансовую помощь государства. В «Яндексе» "Ъ" сообщили, что пока не заявляли машины на экспертизу, но планируют это сделать, как только будет согласована процедура. Процесс может занять до двух недель, говорят источники "Ъ", знакомые с ситуацией.

С проблемами столкнулась подготовка еще одного эксперимента — по проезду беспилотных транспортных средств на федеральных трассах. Еще в мае 2018 года премьер Дмитрий Медведев поручил Росавтодору и госкомпании «Автодор» определить участки дорог и начать тестирование до 30 ноября 2018 года. Цель эксперимента — отработка технологий V2X (Vehicle-to-Everything) по передаче данных от дорожной инфраструктуры высокоавтоматизированным машинам. Пилотным должен стать участок трассы М11 Москва—Петербург, однако, пояснил вчера Александр Гурко, выполнить поручение премьера в срок не удалось. По его словам, для оборудования дороги специальными датчиками нужно 200 млн руб., но источник финансирования не определен. В Минтрансе, Росавтодоре, «Автодоре» ситуацию вчера не комментировали. «М11 отлично подходит для тестирования, так как построена и эксплуатируется по современным стандартам качества,— заявили "Ъ" в Северо-западной концессионной компании (владелец М11, принадлежит французской VINCI и группе "Мостотрест" Аркадия Ротенберга).— Особое внимание уделяется вопросам безопасности на дороге. Мы полностью поддерживаем данную инициативу и готовы рассмотреть возможность проведения испытаний беспилотников на головном участке и предоставить инфраструктуру для установки оборудования». По прогнозу господина Гурко, испытания могут начаться «до конца 2019 года».

Оригинал
В Швеции испытают беспилотный электрогрузовик на обычной дороге
Как сообщает Ny Teknik, испытания начнутся весной
Компания из Гётеборга Einride получила разрешение Транспортного управления на испытание своего беспилотного электрогрузовика T-poden на небольшом отрезке дороги общего пользования в промышленной зоне города Йёнчёпинг в центральной части Швеции. Испытания начнутся позже весной, сообщает издание Ny Teknik.

"Грузовой автомобильный транспорт создает значительную часть глобальных выбросов углекислого газа. Пилотный проект в Йёнчёпинге - это маленький, но важный шаг на пути к созданию безопасной и устойчивой транспортной системы, и поэтому мы рады, что можем начать ездить по общим дорогам", - отметил глава компании Роберт Фальк.

Стартап-компания Einride уже давно работает над созданием электрического самоходного грузовика без кабины T-pod. Компания некоторое время назад подала заявку на проведение испытаний на общей дороге. До этого грузовику не разрешалось выезжать за пределы складского комплекса.

7 марта Транспортное управление и Einride провели в реальных условиях эксплуатации так называемый приемочный тест на площадке (Site Acceptance Test). Эксперты управления по результатам испытаний дали оценку, что T-pod умеет ездить в соответствии с нормами и правилами дорожного движения.

Предполагается, что беспилотные грузовики будут задействованы в коммерческих перевозках, но их скорость не превысит 5 км/ч. Рекомендацию провести тест на этом маршруте длиной 100 м между складом и терминалом в промышленной зоне была дана муниципалитетом Йёнчёпинга. Общая длина этой дороги, которая также используется другими транспортными средствами, - 300 м.

Телекоммуникационные компании Ericsson и Telia обеспечат проект в Йёнчепинге пятым поколением связи 5G.

Оригинал
Не пропустите важное
Подписывайтесь на нашу рассылку!