Дайджест новостей
[2–8 октября]
Цены на топливо пошли в рост: что будет к концу года?
За последнюю неделю чиновники сделали целый ряд противоречивых заявлений о перспективах цен на бензин. «Лайф» разбирался, какие прогнозы близки к истине и от чего будет зависеть цена на топливо к концу года
В Центробанке говорят, что стоимость топлива до конца года не вырастет. При этом в Росстате в сентябре фиксировали хоть и небольшой, но всё же рост цен. Исследование информационно-аналитического центра "Кортес" показало, что цены на дизтопливо в конце сентября и вовсе выросли до рекордного уровня, а бензин в ряде регионов прибавил до трёх копеек.

Оптовая цена на летнее дизельное топливо "Класс 5" с 24 по 28 сентября выросла на 423 рубля — до 52 471 рубля за тонну. Это исторический максимум, который зафиксировали аналитики центра "Кортес".

В свою очередь оптовые цены на бензин пошли разными курсами. Топливо марки АИ-95 подешевело на 38 рублей — до 55 359 за тонну. АИ-92 подорожало на 37 рублей — до 49 427 за тонну. Розничные цены на бензин в среднем выросли на 1–3 копейки. Казалось бы, рост небольшой, но он фиксируется регулярно. И это цифры всего лишь за неделю. Неудивительно, что у автомобилистов возникает вопрос, не стоит ли ждать роста темпов подорожания бензина к концу года.

— Ещё в начале июня, когда цена на бензин начала снижаться, я отметил, что долго это не продлится, а снижение будет несильным, — вспоминает эксперт компании "Международный финансовый центр" Дмитрий Чечулин. — Самый большой скачок вниз на АИ-95 был с 45,35 до 45,05. Это капля в море. Уже сегодня цена превысила 45,47 (если оценивать не биржевые цены, а значения на заправках, то это 45,7 рубля за литр).

По его словам, тенденция к росту цен продолжится. Рынок энергоресурсов един для всего мира. Значительно выгоднее поставлять топливо за границу, где оно стоит в два-три раза дороже, чем у нас.

Именно по этой причине уже сейчас нужно морально готовиться к ценам на топливо на европейском уровне. Естественно, это случится не к концу года, но такой рост возможен на горизонте в течение 1–3 лет.

Говоря же про ближайшие перспективы, стоит ожидать роста до отметок 47–48 рублей за литр АИ-95.

Высокие цены на топливо поддерживает и рост на нефтяном рынке. За последние несколько дней стоимость нефти сорта Brent взлетела на 14% — до 85 долларов за баррель. Главный вопрос: как долго продержатся эти цены? Через месяц должен вступить в силу второй пакет санкций против Ирана, а значит, объём предложения сырья на рынке снизится на один миллион баррелей в сутки. Как отмечает аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, высокие цены продержатся до тех пор, пока спекулянты не получат явных сигналов о готовности главных производителей — США, России и Саудовской Аравии — заполнить освободившуюся "пустоту". Как добавляет Мащенко, в пользу повышения цен на бензин говорит и повышение НДС, и ожидаемое увеличение акцизов в 2019 году.

— В сентябре и начале октября цены растут ещё и потому, что ещё идёт уборочная, спрос на топливо высокий, — поясняет старший аналитик ГК "Альпари" Анна Бодрова. — К тому же люди вернулись из отпусков и с каникул, пользуются личным транспортом — потребность в бензине выше, продавец спокойно повышает цену. Есть шанс, что в октябре рост цен на бензин приостановится, но снова возобновится к декабрю. И этот восходящий тренд продлится до весны как минимум. В среднем АИ-95 может подорожать до конца года ещё на 20–35 копеек, АИ-92 — на 10–30 копеек за литр.

Как отмечает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский, в себестоимости бензина 64% занимают налоги и акцизы, 20% — транспортировка и работа НПЗ, 15% — стоимость нефти и лишь 1% — наценка АЗС. По мнению Капустянского, фактически единственным реальным способом остановить повышение цен является снижение акцизов, но это произойдёт только при значительном обострении ситуации.

По словам валютного стратега ГК TeleTrade Александра Егорова, сильнее всего цены на топливо будут колебаться на средних и мелких АЗС.

Они больше зависят от партии поставки конкретной логистической цепочки. В крупных городах сильнее всего традиционно повышаются цены на заправках у крупных магистралей и в оживлённых зонах. Даже на АЗС одного и того же крупного топливного холдинга цена может сильно варьироваться в зависимости от расположения конкретной заправочной станции.

— До конца года мы не ждём роста цен на бензин, а вот после Нового года скачок может быть неожиданным и резким,

— считает ведущий аналитик ООО "Эксперт плюс" Мария Сальникова. — В перспективе на октябрь — декабрь 2018 года поддержку оптимистичным оценкам Центробанка и Минэкономразвития окажут стабильность рубля и принятые правительством меры по расширению объёмов биржевых продаж и соблюдению крупными нефтяными компаниями договорённостей по заморозке цен.

По словам Марии Сальниковой, с Нового года будет введена новая система ценообразования на бензин. Именно поэтому она и ждёт повышения цен в это время. Новая система будет учитывать и отмену экспортных пошлин, и увеличение налога на добычу полезных ископаемых, также появится система субсидий для нефтеперерабатывающих заводов. По оценкам Марии Сальниковой, уже в январе 2019 года бензин может подорожать на 6–9%.

Впрочем, не все финансисты настроены так пессимистично. Трейдер-аналитик компании "Финист" Денис Лисицын считает, что о повышении цен на бензин говорить можно, но пока рано. Сейчас действует соглашение нефтепереработчиков с правительством о заморозке цен на бензин до конца года. К тому же нефтяники обещали сдерживать цены на топливо и увеличивать поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Как отмечает Денис Лисицын, до конца года правительство проработает ряд мер по дальнейшему сдерживанию цен на бензин — это изменения в налогообложении, введение субсидий, отмена экспортных пошлин.

Оригинал
Независимые АЗС просят «разморозить» цены на топливо
Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша обратился к Правительству с просьбой «разморозить» цены на топливо
Соответствующее письмо направлено вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему топливно-энергетический комплекс. В письме, в частности, отмечается, что в условиях перехода на зимнее дизельное топливо, которое традиционно дороже летнего, действующая по состоянию на 30-е мая «заморозка» цен вынудит АЗС продавать топливо себе в убыток.

В своем письме глава РТС ссылается на последние данные с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Так, по сравнению с началом июня оптовые цены на летнее дизельное топливо выросли на 3% — до 50,6 тыс. рублей за тонну. Тонна зимнего дизельного топлива стоит еще на 5 тыс. рублей дороже. При этом розничные цены с конца мая, когда Правительство «попросило» их «заморозить», увеличились только на 1,5%.

Напомним: после стремительного подорожания топлива весной этого года Правительство попыталось стабилизировать ситуацию. В этих целях оно, в том числе, попросило нефтяные компании «заморозить» розничные цены по состоянию на 30-е мая. При этом по отношению к оптовым ценам механизм искусственного сдерживания не применили: они продолжили регулироваться рыночными принципами. Единственное — нефтяные компании обязались увеличить продажи на бирже.

В результате такого дисбаланса АЗС, которые вынуждены приобретать топливо по растущей цене, а продавать его по фиксированной, начали работать себе в убыток. Все это время, с момента введения «топливного моратория», маржа независимых АЗС, как отмечал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, колеблется в районе 3-5% (при нормальных показателях в 10-12%). При этом они уже потеряли более 30% своих клиентов.

Представители Независимого топливного союза в августе указывали на то, что при таких условиях работы запаса прочности у независимых АЗС хватит на 2-3 месяца, после чего они начнут массово закрываться. Это, в свою очередь, чревато увеличением нагрузки на АЗС нефтяных компаний (мощности которых не в состоянии с такой нагрузкой справиться) и, в конце концов, очередным резким скачком цен на топливо.

Рост оптовых цен на зимнее дизельное топливо и невозможность соответственного увеличения розничных, как подчеркивает президент РТС, только усугубит эту ситуацию. Так, по словам Евгения Аркуши, на Дальнем Востоке, где сейчас начинается спрос на зимние виды топлива, уже образуются очереди на заправках нефтяных компаний, в то время как независимые АЗС недосчитываются клиентов. Если же розничные цены так и не будут в ближайшее время «разморожены», подобная обстановка сложится и в других регионах страны, что приведет к банкротству значительной части независимых АЗС.

Дмитрий Козак, как отмечает издание «Коммерсантъ», еще не дал официальный ответ на запрос Российского топливного союза. При этом Дмитрий Махонин, глава Управления топливного-энергетического комплекса ФАС, полагает, что для стабилизации топливного рынка необходимо отказаться от запланированного с 1-го января 2019-го года полуторакратного повышения акцизов на топливо. Однако некоторые эксперты считают, что сейчас не следует предпринимать никаких активных действий: с наступлением зимы предложение зимнего дизельного топлива на бирже увеличится и цены выровняются.

Оригинал
Американские автоперевозчики отказываются от заказов на фоне рекордно высокого спроса
Руководители американских автотранспортных компаний заявили, что вынуждены отказываться от большого объема заказов в условиях рекордно высокого спроса, сообщает ТАСС со ссылкой на Logistics Management
Как заявил Майрон Шевелл, учредитель и глава Shevell Group, в которую входит автоперевозчик Eastern Freightways и оператор сборных перевозок New England Motor Freight, «мы отказываемся от грузов. Мы могли бы удвоить размеры нашего бизнеса, если бы не дефицит водителей».

По данным Американской ассоциации автоперевозчиков, Shevell Group занимает 70 строчку в рейтинге крупнейших тракинговых компаний США. В прошлом году ее выручка составила $439,5 млн., что на 0,8% больше, чем годом ранее. NEMF — 17-й среди крупнейших LTL-операторов. На этот бизнес приходится около $400 млн. выручки.

В компании CFI, чей парк превышает 2,5 тыс. собственных тягачей и 8 тыс. трейлеров, отмечают, что на рынке не складывалось столь благоприятных для перевозчиков условий по меньшей мере на протяжении последних 20 лет.

Хотя ставки превышают прошлогодние уровни примерно на 20%, они начали понемногу снижаться. По данным DAT Trendlines, в августе они снизились к уровню июня-июля, в сентябре тенденция продолжилась, падение к уровню августа составило в среднем 3%. В CFI уверены, что это снижение является сезонным, и рынок продолжит благоприятствовать перевозчикам.

Перевозчики убеждают своих клиентов в том, что текущий рост цен не является временным явлением. При этом данные DAT за сентябрь показывают, что спрос на грузовые автоперевозки на спотовом рынке сократился на 12% по сравнению с августом.

Оригинал
Новую объездную дорогу Тюмени пока строить не будут
Решение о строительстве новой объездной дороги Тюмени, так называемого дальнего обхода, на федеральном уровне пока не принято. Об этом сообщили в пресс-службе Росавтодора
Осенью прошлого года тогда еще глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт поручил подготовить техническое задание на проектирование полукольца, которое связало бы несколько федеральных трасс вокруг Тюмении стало бы новой объездной дорогой. Предполагалось, что протяженность новой дороги составит около 100 км.

Как сейчас пояснили в Росавтодоре, вопрос реализации этого проекта обсуждался в контексте его включения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. «Однако пока, с учетом проведенной оценки ранжирования перспективных проектов, решение о строительстве объездной дороги Тюмени не принято», — прокомментировали в ведомстве.

Оригинал
Не пропустите важное
Для того чтобы своевременно получать недельный дайджест новостей, анонсы и обзоры обновлений сервиса "Каргомарт", подписывайтесь на нашу рассылку.