Дайджест новостей
[2–9 июля]
Цифровая логистика: технологии меняют рынок коммерческого транспорта
Рынок грузоперевозок и логистики ищет цифровые платформы, которые помогут компаниями обеспечить «бесшовность» интермодальных перевозок и интегрироваться в IT-системы производителей товаров и их заказчиков
Новая экосистема рынка грузоперевозок

Компания «Газпром нефть» одной из первых в отрасли представила свою цифровую платформу ОПТИ 24. Платформа включает в себя сервисную карту для безналичной оплаты топлива, онлайн-систему управления бизнесом, набор полезных IT-сервисов и специализированную сеть автоматизированных АЗС для коммерческого транспорта. Через личный кабинет на сайте для корпоративных клиентов или мобильное приложение, ОПТИ 24 позволяет удаленно открывать и блокировать топливные карты, устанавливать на них лимиты и просматривать информацию по каждой транзакции. Система действует на АЗС «Газпромнефть» и на заправках партнеров – всего топливные карты «Газпром нефти» принимаются на 2600 станциях в России и странах СНГ.

«Мы строим новый платформенный бизнес, где не наличие ресурса, а информационные технологии определяют успешность бизнеса. Удобные и понятные цифровые решения являются основой современной коммуникации и коммерческих отношений. Мы становимся более открытыми, удобными для клиентов и партнеров, и платформа ОПТИ 24 является этому доказательством. ОПТИ 24 создает новую цифровую экосистему рынка грузоперевозок и логистики», – говорит директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов.

К новой концепции компания шла постепенно. Сначала талоны на топливо сменили пластиковые топливные карты. Их число со временем увеличилось до 600 тыс., на конец 2015 года их принимали на 2,3 тыс. АЗС «Газпромнефть» и партнеров. Затем в «Газпром нефти» начали внедрять онлайн-технологии и приступили к созданию сети автоматизированных заправочных станций. Первая станция под брендом ОПТИ 24 открылась на федеральной автодороге М-1 под Смоленском.

«Уже в 2016-2017 году стало понятно, что для дальнейшего роста нам необходимо активно изучать отраслевой и мировой опыт, сегментировать клиентов, понять их потребности и сформировать такой продукт, который будет ими максимально востребован. У нас есть инфраструктура, в ближайшее время появится виртуальная карта, также мы наполняем все это новыми цифровыми сервисами для клиентов, куда входят мобильное приложение, сайт, цифровые продукты и платформенные решения для развития бизнеса», – отмечает начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж «Газпром нефти» Алексей Бобров.

В ОПТИ 24 предусмотрят ряд незаменимых в дороге сервисов и платежные инструменты. Последние будут реализованы в партнерстве с финансовыми, страховыми, банковскими институтами. Так, например, в ближайшее время с топливного счета можно будет оплатить штрафы ГИБДД или счета «Платона». «Для успешной продажи продукта нам надо помогать клиентам развивать их бизнес, поэтому для нас интересны любые решения и коллаборации, в том числе, с транспортными компаниями. Сейчас, например, мы работаем над целым рядом телематических продуктов и маршрутных сервисов, позволяющих построить оптимальный маршрут из точки А в точку Б с учетом стоимости топлива», – говорит начальник департамента клиентских решений дирекции региональных продаж компании.

«Газпром нефть» отмечает, что все больше ее контрагентов переходит на электронный документооборот, возможности для которого предусмотрены в ОПТИ 24. 60 крупнейших клиентов поставщика нефтепродуктов уже выгружают отчеты о расходах по топливным картами через интерфейс API, встроенный в систему.

«Мы рассчитываем, что дополнительное удобство, к примеру, возможность пользоваться специальными отчетами, которые можно настроить под себя, перевесит возможность экономии 50 копеек на литр.

Дополнительную экономию могут получить крупные перевозчики и агрегаторы, у которых на субподряде зачастую работают небольшие транспортные компании.

В таком случае сложно выдавать и изымать пластиковые карты постоянно, потому что это несет в себе определенные издержки, электронную же карту можно эмитировать на короткий срок и на определенном маршруте», – объясняет Алексей Бобров.

Прозрачность, гибкость, интеграция

«Безусловно, 2018-2019 – это годы поиска платформ, их складывания, примеры перевозок пассажиров показывают, что здесь есть потенциал и эффективность, но мы должны понимать, что и все связанные с этими сервисными платформами проблемы придут и в коммерческие перевозки (к примеру, агрегатор "Яндекс.Такси" столкнулся с забастовками водителей таксопарков). Повышение эффективности означает, что кто-то понесет потери, и вопрос как это пройти безболезненно – открытый, пока нет ни одной доказанной бизнес-модели, которая давала бы оценки в цифрах – как поменяется и вырастет рынок, так что это складывание мы будем наблюдать в течение какого-то времени», - убежден директор Центра трансформации, руководитель проектной работы Московской школы управления «Сколково» Николай Верховский.

Он считает, что технологии однозначно изменят коммерческий транспорт, позволив добиться главной бизнес-цели интермодальных перевозок – «бесшовно», быстро и безопасно доставить груз от точки до точки.

Технологии обеспечат прослеживаемость груза с одной стороны, и гибкость в построении маршрута, его оптимизации в зависимости от задач клиента – с другой. Те, кто эти возможности могут дать за счет платформы, будут выигрывать, ожидает Верховский.

Старший партнер McKinsey & Company Ермолай Солженицын ключевым трендом считает интеграцию IT-систем по всей цепочке – между теми, кто заказывает, кто перевозит и теми, кто производит. По его словам, пока в редких случаях это бывает действительно единая IT-система, но необходимо прийти как минимум к прозрачности подключения участников рынка друг к другу, чтобы обеспечить общедоступность данных.

«Технологии уже в такой степени определяют развитие отрасли коммерческих перевозок, что многие компании думают не о том, насколько они транспортные, а насколько они IT-компании.

Основной вопрос – как скоординировать возможности с управленческими решениями, так как есть сложившиеся алгоритмы, есть данные, и они требуют интеграции. В целом задача «цифры» в том, чтобы с учетом наличия данных, стартапов, а также очагов инноваций внутри компании объединить все элементы в эффективный и понятный рабочий процесс», - говорит старший партнер консалтинговой компании.

Ключевые игроки рынка уже давно поставили бизнес на цифровые рельсы и готовы внедрять удобные и современные IT-решения. В группе компаний «Деловые линии» ориентируются на поставщиков софта, способных интегрировать свои продукты в системы оператора. Крупнейший логистический оператор России полностью исключил взаиморасчеты за наличные средства и уже управляет топливными картами от «Газпром нефти» в режиме онлайн. Генеральный директор «Деловых линий» Фарид Мадани отмечает, что это позволило реализовать ряд важных доработок, связанных с автоматизацией внутренних бизнес-процессов, и значительно снизить временные затраты сотрудников.


Оригинал
Коридор «Север-Юг» из Индии в Европу требует единого оператора и системы тарифов
Транспортный коридор «Север-Юг», позволяющий переправлять грузы из Индии через Иран, Каспийское море, Юг и Центр России в Санкт-Петербург и далее в Европу, может начать эффективную работу только при условии создания единого оператора и единой тарифной системы на всем маршруте
«Планируется, что по коридору «Север-Юг» грузы из Индии будут доходить через Каспий до Санкт-Петербурга, а далее отправляться в Европу. Но пока маршрут такой не запущен, и чтобы его запустить необходимо, во-первых, согласовать единый тариф для всех участков пути. Во-вторых, нужно разработать и утвердить единый регламент прохождения грузов, потому что иначе на каждой границе придется останавливаться минимум на две недели и не будет никаких преимуществ перед транспортировкой через Суэцкий канал. В-третьих, на маршруте должен работать единый оператор — национальный или международный — и должна быть проработана система страховки грузов на всем пути следования — от точки отправки до места назначения», — сказал собеседник агентства.

В рамках транспортного коридора «Север-Юг» предполагается соединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России. На первом этапе по коридору планируется транспортировать 5 млн. тонн грузов в год с дальнейшим наращиванием до 10 млн. тонн и более.

Оригинал
Мелким грузоперевозчикам грозят крупные суммы
Ространснадзор начинает штрафовать нарушителей, которые ездят по дорогам без внесения платы в систему
8 июля 2018 года вступают в силу изменения в КоАП РФ об усилении контроля за грузоперевозчиками-нарушителями по государственной системе «Платон». Полномочия по вынесению постановлений о штрафах владельцам 12-тонников за движение по федеральным дорогам без внесения платы через систему «Платон» передаются Ространснадзору. На сайте ведомства отмечается, что федеральный Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений Ространснадзора полностью готов к работе и обеспечит равный контроль на всей территории страны. Выявление нарушителей на федеральных трассах обеспечивают 100 специальных автомобилей и более 480 рамных конструкций.

— По мнению представителей отраслевых ассоциаций, грузоперевозчиков и грузоотправителей усиление контроля за нарушителями по системе «Платон» обеспечит создание равных конкурентных условий и положительно скажется на повышении суммы собранных средств на ремонт дорог и мостов, — говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте ведомства.

Президент «Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков» (СААП) Вячеслав Трунаев считает, что передача полномочий по взысканию штрафов Ространснадзору приведет к росту сбора платежей в систему «Платон».

— Система «Платон» работает уже 2,5 года. Все это время мы говорили, что если жить без «Платона» нам уже не суждено, то нужна хорошая система контроля, чтобы все перевозчики были в равных условиях, чтобы платили одинаково.

Пока лишь крупные и средние предприятия оплачивают весь пробег своих автомобилей по федеральным трассам. А многие мелкие перевозчики, хотя и зарегистрировались в системе, денег не платят, — поясняет Трунаев. — Теперь формальные препятствия для работы по взысканию штрафов устранены. Неплательщики больше не смогут уходить от ответственности. Как следствие, сборы в систему «Платон» возрастут многократно без какой-либо индексации тарифа.

Однако, президент СААП заявляет, что правительство РФ не предприняло никаких действий, чтобы через средства массовой информации широко оповестить перевозчиков о том, что с 8 июля правила игры резко изменятся.

— Десятки тысяч мелких перевозчиков-неплательщиков по всей стране даже не подозревают, что теперь каждый проезд автомобиля под рамкой «Платона» обернется для них штрафом.

Причем, информацию о штрафах они получат не мгновенно, а, скорее всего, лишь через две недели заказным письмом «Почты России». То есть, многие рискуют заработать сразу десятки штрафов на большие суммы, — констатирует Вячеслав Трунаев. — Считаю, надо как можно быстрее обеспечить техническую возможность оперативного информирования владельцев транспортных средств о штрафах за неуплату в систему «Платон» (через сайт госуслуг или в личном кабинете на сайте системы «Платон»).

В Новосибирской области сегодня в государственной системе «Платон» зарегистрировано 3 123 владельца транспортных средств, которым принадлежит 9 064 транспортных средства массой свыше 12 тонн. Владельцы транспортных средств массой свыше 12 тонн, зарегистрированные в Новосибирской области, получили 7 726 бесплатных бортовых устройств, т.е. 85% от количества зарегистрированных транспортных средств. 15% транспортных средств используют маршрутные карты, сообщили в ответ на запрос Infopro54 в пресс-службе ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

— На основании данных, получаемых с систем стационарного контроля, в Новосибирской области имеются транспортные средства, не зарегистрированные в государственной системе «Платон». Полагаем, что после вступления в силу 8 июля 2018 изменений в КоАП РФ в части усиления контроля за нарушителями по требованию законопослушных грузоперевозчиков число нарушителей системы «Платон» снизится, — говорится в ответе.

С момента запуска системы «Платон» в государственный бюджет грузоперевозчиками перечислено почти 50 млрд рублей в счет возмещения вреда, который наносят дорогам большегрузы. Собранные средства правительство РФ направило на неотложный ремонт двух тысяч километров дорог. Кроме того, обеспечено финансирование ремонта 24 аварийных и строительство 7 новых мостов. Дальнейшее распределение средств, собранных системой «Платон» в дорожный фонд, будет осуществляться с учетом мнения грузоперевозчиков на сайте проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог».

Оригинал
Омский участок трассы Тобольск – Тара – Томск будет реконструирован
Планируется, что он поможет созданию северного транспортного коридора
Минтранс и правительство России принципиально одобрили предложения Омской области по созданию прямой межрегиональной трассы Тобольск — Тара — Томск через северные районы региона. Для этого потребуется реконструкция омского участка данной автодороги — протяженностью 430 км. Стоимость проекта составит 18,3 млрд руб.

Как сообщает пресс-служба правительства Омской области, реализация данного проекта обсуждалась в среду, 4 июля, в Омске на совещании под председательством главы Министерства транспорта России Евгения Дитриха.

По итогам заседания глава профильного ведомства заявил, что Минтранс и правительство страны выработали совместную позицию по данному проекту и принципиально поддержали предложения омских региональных властей. «У нас состоялся конструктивный разговор. На все поставленные вопросы мы постарались найти ответы, чтобы поддержать Омскую область. Все необходимые решения приняты», — заявил министр.

Более трети протяженности всей дороги Тобольск — Тара — Томск (а именно 430,5 из 1200 км) приходится на территорию Омской области. Стоимость проекта реконструкции омского участка автодороги оценивается в 18,3 млрд руб.

По словам главы Минтранса, проект может быть реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). «По сути, омский участок должен быть построен заново в рамках реконструкции дороги. [Почти] 18,5 млрд руб. — средства достаточно серьезные. Но с учетом того что этот участок сможет существенным образом снизить перепробег транспортных средств и разгрузить часть других дорог на территории Омской области, мы договорились, что проект может быть реализован на условиях ГЧП, на принципах концессионного соглашения», — отметил Евгений Дитрих.

По словам министра, к финансированию проекта также могут подключиться и крупнейшие федеральные инвесторы, которые могли бы заинтересоваться вариантом концессионного участия. «Сейчас много институтов развития, например Внешэкономбанк, Фонд развития, создаваемый правительством РФ. Они готовы финансировать. Считаю, что этот проект для данного вида финансирования подходит», — подчеркнул он.

В правительстве Омской области отметили, что разработанный проект реконструкции автодороги Тобольск — Тара — Томск был предварительно обсужден с профильными министерствами соседних Тюменской и Томской областей, а также с аппаратом полпреда президента в Сибирском федеральном округе. Реконструкция трассы обеспечит условия для увеличения товарооборота между тремя областями, активность которого ограничена зимним сезоном. Из-за отсутствия твердого покрытия на отдельных дорожных участках это транспортное направление используется автоперевозчиками исключительно в зимний период.

Власти трех регионов рассчитывают, что строительство дороги Тобольск — Тара — Томск будет включено в Стратегию пространственного развития России. «Для нашего региона это важно с точки зрения оживления, быстрого развития экономики северных районов. После реконструкции дорога сможет взять на себя гораздо больший объем грузовых и пассажирских перевозок, стать дублером федеральных дорог», — заключил глава Омской области Александр Бурков.

Оригинал
Не пропустите важное
Для того чтобы своевременно получать недельный дайджест новостей, анонсы и обзоры обновлений сервиса "Каргомарт", подписывайтесь на нашу рассылку.