Дайджест новостей
[13–18 июня]
Кто заплатит за повышение НДС?
«Донастройка» налоговой системы оказалась повышением налогов. Ключевой для бюджетной системы налог — НДС — вырастет с 18 до 20%, это почувствуют на себе и потребители, и бизнес
24 мая первый вице-премьер Антон Силуанов говорил, что власти проведут «определенную настройку» налогов, «дошлифовку» налоговых предложений, после чего точно не будут менять налоги в течение следующих шести лет. В итоге власти решили не трогать НДФЛ и не вводить новых налогов (как, например, обсуждавшийся налог с продаж), но системообразующий налог на добавленную стоимость все-таки будет повышен.

С 1 января 2019 года ставка НДС будет поднята с 18 до 20%, объявили 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев и Силуанов. Ставка НДС в России составляет 18% с 2004 года, то есть будет изменена впервые за 15 лет.

Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно. Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4–4,5%. Эффект для потребительских цен составит плюс 1–1,3 п.п., согласен Куликов. При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин.

Полный текст на РБК
Белорусский поток: миллионы на контрабанде в Россию
Продовольственное эмбарго, которое Россия в 2014 году объявила в ответ на европейские санкции, стало серьезным испытанием для рядовых потребителей. Ассортимент продовольственных товаров заметно сократился, качество ухудшилось, при этом цены выросли в разы. Но в этот трудный период, как глоток свежего воздуха, на прилавках появились белорусские товары. Контрабанда европейских товаров приобрела в Белоруссии поистине государственный масштаб и фактически стала элементом экономики. Как устроена белорусская контрабанда и кто зарабатывает на санкционном транзите, выясняла «Лента.ру».
Российско-белорусское пограничье издавна облюбовано контрабандистами. Лишь несколько крупных трасс да городов, население самого крупного из которых, Смоленска, не превышает и 400 тысяч жителей. Все остальное — это леса, болота и сотни хуторов, разбросанных по обе стороны границы и связанных между собой сетью местных дорог, грунтовых проселков и троп. Эффективно контролировать такое пространство сложно, если вообще возможно.

Поэтому, когда в 2016 году российские пограничники обнаружили в лесах под Смоленском на границе с Белоруссией новую дорогу, вряд ли они сильно удивились. Проселочная грунтовка превратилась в шоссе с твердым покрытием, по которому шли фуры с белорусскими креветками, апельсинами и камамбером.

Вообще-то белорусская контрабанда в Россию пошла сразу после краха СССР. Этому способствовало то, что граница между двумя государствами так и не появилась. О ней мало кто думал в 1990-х. К тому же уже в 1995 году оформилась российско-белорусская таможенная зона, а в 1996 году две страны объединились в Союзное государство.

Свою роль играло и выгодное расположение Белоруссии. От приграничного Бреста до Смоленска чуть больше 600 километров. Фура преодолевает это расстояние за 7-8 часов. Расстояние от литовско-белорусской границы до России и того меньше.

Замдекана факультета мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев последние 25 лет занимается российско-белорусскими отношениями. С 1993 по 2006 год он жил и работал в Минске, пока его не объявили персоной нон-грата за критические статьи о деятельности белорусских властей и нелестные оценки методов правления Александра Лукашенко.

По словам Суздальцева, как только Белоруссия получила независимость, из Польши и Прибалтики через ее территорию на российский рынок пошли спирт, сигареты и продукты питания. Но диким и неконтролируемым этот процесс был недолго. Уже в 1995 году контрабанду в Белоруссии взяли под государственный контроль.

Согласно договоренностям, две страны должны были создать единую систему для обеспечения таможенного контроля на границе с европейскими странами. Однако белорусская сторона саботировала эту работу. В результате уже 23 года Россия фактически и юридически никак не контролирует тысячу километров границы на западе. Эту функцию осуществляют пограничные и таможенные ведомства Белоруссии, которые напрямую подчиняются Александру Лукашенко.

Полный текст на Ленте
Как регионы реагируют на подорожание топлива
Рост цен на моторное топливо в регионах России, по данным Росстата, с начала года составил в среднем около 8%, а в некоторых субъектах, например в Якутии, достиг 24%. Только в мае 2018-го года стоимость бензина в среднем по стране повысилась на 5,6% по сравнению с апрелем. Региональные власти винят в этом нефтяников, которые, по их мнению, из-за высоких цен на нефть нарастили экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок. Решение проблемы власти на местах видят в изменении федерального законодательства, а также в расширении сети газовых заправок, что, по их мнению, должно повысить конкуренцию на топливном рынке
Рост цен на моторное топливо обсуждался с властями регионов 13-го июня на селекторном совещании, которое проводил вице-премьер Дмитрий Козак. Он отметил, что подорожание моторного топлива недопустимо, поскольку это ставит под удар региональные бюджеты. Для стабилизации ситуации правительство с 1-го июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо и договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо, пригрозив в случае дальнейшего роста цен повысить экспортную пошлину на нефтепродукты.

Предложения регионов

Цены на топливо в Якутии по сравнению с прошлым годом выросли почти на четверть. «Республика имеет особенности ценообразования на нефтепродукты, связанные с сезонностью завоза в арктические районы, и весь годовой уровень повышения цен поставщиков разом отражается на ценах закупок при очередном завозе», — пояснил врио главы региона Айсен Николаев, чьи слова приводит пресс-служба руководителя региона. Чтобы сдержать дальнейшее подорожание нефтепродуктов, Айсен Николаев предлагает, в частности, внести изменения в Бюджетный Кодекс РФ и отменить запрет субсидирования цен на ГСМ как подакцизного вида товара.

Власти Удмуртии совместно с сельхозпроизводителями готовят предложение в Госсовет о фиксации цен на горюче-смазочные материалы на время посевных работ. «[Крайне необходимо], чтобы предприниматели на селе, начиная посевную кампанию, знали, с какой себестоимостью они могут ее закончить, а также с какой себестоимостью продукции они закончат уборку урожая», — пояснил первый заместитель председателя правительства республики Александр Свинин.

Как рассказал ТАСС сенатор от Коми Дмитрий Шатохин, в результате отмены планируемого повышения акцизов на нефтепродукты на 50 копеек с 1-го июля 2018-го года региональные дорожные фонды, которые формируются за счет этих акцизов, потеряют 15 млрд. рублей в 2018-м году. «В связи с возникшей проблемой Минфин РФ озвучил, что готовится срочный законопроект об увеличении доли перечисляемых регионам акцизов с нынешних 47-49% до 85% и тем самым регионам возместят недополученные доходы», — отметил Дмитрий Шатохин.

Предложенная Правительством РФ мера по снижению акцизов на ГСМ и перераспределению нормативов зачисления акцизов между разными уровнями бюджетов должна возыметь свое действие, считает Министр финансов Омской области Вадим Чеченко. «Это перераспределение полностью выводит из-под удара региональные дорожные фонды», — отметил он.

Нагрузка на бюджеты

Власти регионов и муниципальных образований сейчас ведут расчеты возможной нехватки денег в бюджетах из-за роста цен на ГСМ. Как сказал мэр Ярославля Владимир Слепцов, если цены на бензин будут расти и дальше, это не замедлит сказаться на сфере ЖКХ. «Мы понимаем, что в доходную часть бюджета все спланировали цены на топливо предыдущего года. Следовательно, многие предприятия могут уйти в банкротство или будут выполнять меньшие объемы коммунальных услуг», — рассказал ТАСС Владимир Слепцов.

О возможных финансовых трудностях, которые могут проявиться к концу года, говорят и в Мурманской области, где предприятия-бюджетники пока не испытывают дефицита средств. «Точные суммы можно будет оценить по итогам первого полугодия, тогда будет решаться вопрос о корректировки областного бюджета», — сообщил ТАСС заместитель губернатора Евгений Никора.

В Кабардино-Балкарии для стабилизации бюджетных расходов привлекают собственные средства организаций. За счет этого, например, в сфере здравоохранения пока удалось избежать существенных проблем с закупкой ГСМ. «Эта статья расходов берется из средств, которые зарабатывают сами больницы и станции скорой помощи, и выделяется через Фонд обязательного медицинского страхования», — сказали в Минздраве республики.

Как рассказала ТАСС врио министра экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова, для регионального бюджета текущая ситуация с бензином пока не критична, в отличие, например, от Новосибирска, который вынужден дотировать городской пассажирский транспорт. Областной бюджет выпадающие расходы компенсировать готов.

Подробнее
Началось строительство объездной дороги вокруг Волгограда
14 июня 2018 года первыми лицами Федерального дорожного агентства и Волгоградской области был установлен памятный знак, символизирующий начало этапа работ по проектированию окружной магистрали
Объект был внесен в схему территориального планирования в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения распоряжением председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в январе этого года.

Строительство автодорожного обхода Волгограда позволит снизить нагрузку на городскую дорожную сеть, в частности, 2-ую Продольную магистраль, по которой движется основной поток транзитного транспорта.

- Волгоград - единственный город-миллионник, не имеющий дорожного обхода. Принято решение о финансировании проектирования этого значимого объекта. Завершить данный этап планируется в 2020 году. Строительство объездной дороги позволит вывести весь транзитный поток за пределы областного центра, - обозначил Роман Старовойт.

По оценкам специалистов, после ввода объекта в эксплуатацию средняя скорость движения транспорта на 2-ой Продольной магистрали в «часы пик» увеличится с 7-15 км/ч до 25 км/ч, тем самым снимет социальную напряженность и улучшит экологическую ситуацию в региональном центре.

Андрей Бочаров подчеркнул, что окружная магистраль - крупнейший инфраструктурный объект для региона.

- Изначально рассматривалась возможность строительства дороги протяженностью 34 км, но благодаря поддержке Правительства РФ и Федерального дорожного агентства в регионе будет реализован проект обхода протяженностью 71,4 км. Начало проектирования - очередной шаг к воплощению желаний и надежд многих поколений жителей региона, - отметил губернатор Волгоградской области.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Евгений Москвичев отметил значимость проекта для развития всего Южного федерального округа. Новая дорога пройдет через Городищенский и Светлоярский районы области с выходом на трассу Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград в районе поселка Ерзовка. Проектируемый участок строительства свяжет российские регионы со странами Каспийского бассейна, укрепит дальние транзитные коридоры между центральными, южными областями страны и регионами Кавказа, Закавказья. Реализация проекта будет способствовать повышению эффективности грузовых перевозок и укреплению торгового сотрудничества России с Ираном, Индией, Пакистаном, странами Персидского залива.

Планируется, что работы будут включать в себя возведение шести транспортных развязок в разных уровнях, 25 мостов и путепроводов. Строительство предполагается осуществлять в три этапа и начать с Красноармейского района города, где сейчас наиболее напряженная транспортная обстановка.

*** Протяженность федеральной сети Волгоградской области составляет 811,5 км, из них 70,6% соответствуют нормативным требованиям. По территории области проходят федеральные автодороги: Р-22 «Каспий», Подъезд к городу Элиста, Р-228 Сызрань – Саратов – Волгоград, А-260 Волгоград – Каменск-Шахтинский – граница с Украиной. В 2018 году объем финансирования дорожного хозяйства Волгоградской области из федерального бюджета предусматривается в размере 7 млрд рублей.

Оригинал
Не пропустите важное
Для того, чтобы своевременно получать недельный дайджест новостей, анонсы и обзоры обновлений сервиса "Каргомарт", подписывайтесь на нашу рассылку.