Правительство может не ограничиться уже принятыми мерами для снижения цен на бензин, следует из протокола по итогам совещания нефтяников у вице-премьера Дмитрия Козака 30 мая (есть у РБК, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника). 22 мая из-за резкого роста цен на бензин правительство решило снизить акцизы на топливо — на 3 тыс. руб. за тонну на бензин и на 2 тыс. руб. на дизель — с 1 июня, а кроме того, с 1 июля отменить запланированный ранее рост акцизов на 679 и 593 руб. за тонну на бензин и дизель соответственно.
Этого может оказаться недостаточно. Дмитрий Козак поручил ФАС и Минэнерго следить за динамикой цен на топливном рынке и в зависимости от результатов мониторинга проработать вопрос о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты, говорится в протоколе.
Одна из причин роста цен на бензин на внутреннем рынке — повышение мировых цен на нефть и нефтепродукты при слабом рубле, объяснял генеральный директор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Уже почти девять месяцев российский внутренний рынок менее привлекателен для нефтяников, чем экспорт, рассказывал эксперт. Равная экспортная цена на внутреннем рынке — 51 руб. за литр бензина, оценил Турукалов.
Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовая цена тонны АИ-95 в европейской части России на 31 мая составила 56,418 тыс. руб, а netback (то есть экспортная альтернатива) — 61,004 тыс. руб. за тонну. Оптовая цена тонны летнего дизеля — 49,700 тыс. руб, а netback — 53,841 тыс. руб.
Повышение экспортных пошлин — идея Минфина, говорит РБК федеральный чиновник. Сейчас ставки экспортных пошлин на бензины и дизель составляют около 30% от пошлины на нефть. «Очень эффективная мера, нефтяников нужно стимулировать не только «пряниками», — считает другой федеральный чиновник. — Если цены растут из-за того, что сейчас экспортная альтернатива для нефтяников выгоднее, можно искусственно ее снизить — через введение таких заградительных пошлин».
Представитель Минфина 3 июня сообщил РБК, что «сейчас обсуждается весь комплекс мер регулирования, включая инструменты налогового и таможенно-тарифного регулирования, которые бы позволили сдержать темпы роста цен на топливо на внутреннем рынке».
Подробнее...